Кур`ан

Священный Кур`ан

Священный Кур`ан

 

Общие сведения

  • Кур`ан – это последнее Священное Писание, которое является для людей руководством и указателем правильного пути.
  • Кур`ан – это Откровение от Аллаhа Всевышнего, которое было передано Пророку Мухаммаду ﷺ через архангела Джибриля.

Ангел Джибриль спустился с полным текстом Священного Кур`ана, переписанным с Лявх Аль-Махфуз (Доски Судеб) к Байт Аль-‘Изза (Дому Славы), который находится на Первом Небе. Это было в Величественную ночь «Ляйлят Аль-Кадр». Затем из Байт Аль-‘Изза Джибриль передавал Кур`ан по частям Пророку Мухаммаду ﷺ в том порядке, в котором Аллаh Всевышний повелел его передать.

  • Пророк Мухаммад ﷺ запоминал Кур`ан наизусть и передавал людям в том же виде, в каком он его получил, ничего не изменяя. Сподвижники проверяли правильность произношения, прочитав эти аяты Пророку, а затем учили их наизусть. После этого они передавали аяты другим людям, и так распространялось знание Священного Кур`ана среди мусульман.
  • Аяты Священного Кур`ана ниспосылались Пророку Мухаммаду ﷺ в течение 23 лет, но не в том порядке, в котором они записаны в мусхафе. И сам Пророк ﷺ указывал своим сподвижникам порядок расположения сур и аятов.
  • Первыми были ниспосланы первые пять аятов суры «Аль-‘Аляк». И это произошло, когда Пророку Мухаммаду ﷺ было 40 лет.
  • Последним был ниспослан 281-й аят суры «Аль-Бакара». И это произошло за 9 ночей до смерти Пророка. Значение этого аята: «Бойтесь дня, когда вы предстанете для Отчета, и каждый получит то, что он заслужил, и  никто не будет угнетен».
  • Ниспослание Кур`ана началось в окрестностях Мекки в пещере Хира` на горе Ан-Нур, а последние аяты были ниспосланы в Медине.
  • Пророк назначил писцов, которые записывали некоторые аяты Кур`ана на кусках кожи или других материалах. Эти записи хранились в доме Пророка, а также у некоторых писцов оставались их копии, но полный текст Кур`ана был собран в одну книгу уже после смерти Пророка Мухаммада ﷺ.
  • После смерти Пророка, опасаясь, что люди забудут Кур`ан, сподвижники собрали полный текст Священного Писания в одну книгу, которую назвали мусхафом («Сборник листов»). Эта работа был начата во времена первого халифа Абу Бакра и закончена во время правления третьего халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана.
  • Первый мусхаф хранился в доме Абу Бакра, а когда он умер – у второго халифа ‘Умара ибн Аль-Хаттаба. После смерти ‘Умара этот мусхаф отдали на хранение его дочери  Хафсе, которая была женой Пророка Мухаммада ﷺ.
  • Одни из древнейших мусхафов хранятся в Соборной мечети «Тилля шейх» в Ташкенте (Узбекистан) и в музее «Топ Капе» в Стамбуле (Турция).
  • Великим чудом Священного Кур`ана является то, что Аллаh даровал этой Книге сохранность до Конца Света, и никто не может внести в нее искажения. Во все времена, где бы ни жили мусульмане, и где бы ни распространялось Священное Писание – его текст один и тот же.

Полезно знать

  • Курˋан был ниспослан в те времена, когда арабы обладали глубокими познаниями в области литературы и поэзии. Когда они услышали текст Курˋана, то, несмотря на все их красноречие и превосходное знание языка, они не смогли ничего противопоставить Небесному Писанию.
  • О непревзойденной красоте и совершенстве текста Курˋана сказано в аяте 88 суры 17 «Аль-Исраˋ», означающее: «Даже если бы люди и джинны объединились, чтобы сочинить нечто, подобное Священному Курˋану, это не удалось бы им, даже если бы они помогали друг другу».
  • Текст Кур`ана существует исключительно на арабском языке. И исламские ученые никогда не делали дословного перевода Священного Писания на другие языки, а занимались только толкованием (тафсиром). Поэтому не являются Кур`аном текстовые переводы арабистов, востоковедов, писателей и прочих некомпетентных лиц.
  • Исламские ученые определили, что для того, чтобы сделать правильное толкование Священного Кур`ана, необходимо в совершенстве владеть 15 науками. Есть иджмаʻ о том, что толковать Кур`ан (объяснять значение аятов), не имея специальных знаний, является грехом.
  • У Священного Кур`ана есть и другие названия. По некоторым данным их 55, и все они взяты из самого Священного Писания. Некоторые из них – «Аль-Фуркан», «Аш-Шифа», «Рахма», «Хаблюллаh», «Калямуллаh», «Ас-Сырат Аль-Мустакым», «Аль-Хаким», «Аль-Китаб», «АзЗикр», «Ан-Нур», «Аль-hуда»[1]. Некоторые ученые называли эту книгу «Аль-Куран» (без һамзы).
  • Заучивание Священного Кур`ана наизусть является одним из видов поклонения Создателю. Того, кто наизусть выучил полный текст Кур`ана, называют хафизом Курˋана. Ежегодно в мире проводятся конкурсы по чтению Священного Писания.
  • Одними из первых хафизов были сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ Зейд ибн Сабит, Убай ибн Кя‘б и ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд.
  • Полное прочтение текста Священного Кур`ана называется «хатм Кур`ан».
  • Во время правления четвертого халифа ‘Али ибн Абу Талиба ученый-таби‘ин Яхъя ибн Я‘мар предложил при записи текста Кур`ана использовать точки и огласовки. Это новшество было принято и одобрено, так как облегчало чтение и изучение Священного Писания. Это стало особенно важным, когда Ислам стали принимать не только арабы, но и другие народы.
  • Все суры Священного Кур`ана начинаются со слов «Бисмилляhир-Рахманир-Рахим», кроме одной – суры «Ат-Тавба» (другое название этой суры – «Аль-Бара`а»).
  • Суру «Ясин» называют «сердцем Кур`ана».
  • Единственная сура из Кур`ана, которую мусульманин обязан знать – «Аль-Фатиха».
  • Одно из чудес Священного Кур`ана заключается в том, что его легко выучить наизусть – его знают даже маленькие дети. Это отличает последнее Небесное Писание от предыдущих.
  • Священный Кур`ан используют для лечения. И даже есть особые аяты, которые Пророк использовал для лечения. Чтобы лечить других, используя Кур`ан, важно не только уметь правильно читать аяты, уметь это делать, но и иметь разрешение на лечение.

Для лечения можно читать себе самому, как это делал Пророк Мухаммад ﷺ. Жена Пророка ʻАиша говорила, что когда Пророку нездоровилось, он читал 3 последние суры Кур`ана и дул на себя. А также аяты можно написать на чистой посуде, затем налить в нее воду и использовать ее для лечения (купаться, пить). И ученые сказали, что можно писать аяты на сладостях или на другой еде и съедать это. Аяты, написанные шафраном, можно растворять в воде и использовать ее для лечения.

Вот эти Аяты, расположенные по последовательности, как в Священном Писании. В каждом из них содержится слово «شِفَاء» (лечение) или «يَشْفِ» (лечить):  сура «Ат-Тавба», аят 14;  сура «Юнус», аят 57;  сура «Ан-Нахль», аят 69; сура «Аль-Исра`», аят 82; сура «Аш-Шу‘ара`», аят 80; сура «Фуссылят», аят 44.

Сура «Аль-Фатиха» – это особая сура Священного Писания, которую рекомендуется читать и во время болезни, и для исполнения просьбы, и в любых других случаях. Для лечения болезней рекомендуется повторять 7 раз суру «Аль-Фатиха», а после этого ещё 7 раз прочитать последние аяты суры «Аль-Хашр».

В цифрах

  • Количество сур в Кур`ане – 114.
  • Есть иджма` о том, что 82 суры были ниспосланы в Мекке, 20 сур – в Медине, а по поводу 12 сур есть разногласия.
  • Количество аятов – 6616. Есть разные мнения ученых о количестве аятов в Священном Писании, но они единодушны в том, что в Кур`ане точно есть 6000 аятов.
  • Количество слов в Кур`ане – 77934. Некоторые ученые сказали, что в Кур`ане 77437 слов, некоторые, что – 77277, и есть другие мнения.
  • Количество букв в Кур`ане – 323671.
  • Количество джузов (частей) – 30
  • Самая короткая сура – сура 108 «Аль-Кавсар».
  • Самая длинная сура – сура 2 «Аль-Бакара» (286 аятов).
  • Имя Создателя «Аллаh» упоминается в Кур`ане  более 2600 раз.
  • В Кур`ане упомянуты имена 25 Пророков.
  • Имя последнего Посланника Аллаhа «Мухаммад» упомянуто в Кур`ане 4 раза, а «Ахмад» – 1 раз.
  • Имя Пророка Мусы упомянуто в Кур`ане больше всех – 136 раз.
  • Именами Пророков названы 6 сур Кур`ана: сура 10 «Юнус», сура 11 «hуд», сура 12 «Юсуф», сура 14 «Ибраhим», сура 71 «Нух», сура 47 «Мухаммад».
  • Мечети, упомянутые в Кур`ане: «Аль-Харам», «Ан-Набавий», «Аль-Акса», «Куба».
  • В Кур`ане упомянуты имена некоторых ангелов: Джибриль, Микаиль, hарут, Maрут, Maлик.

Когда лучше читать Кур`ан

  • Лучше всего читать Кур`ан в Намазе. Если читать Кур`ан не в Намазе, то лучше читать его во второй половине  ночи, а также между Магрибом и ʻИша. В дневное время лучше читать Кур`ан после Утреннего Намаза.
  • В какие дни лучше читать Кур`ан? В понедельник, четверг и день ʻАрафа, а также в последние 10 дней месяца Рамадан и первые 10 дней Зуль-Хиджа.
  • В какой месяц лучше читать Кур`ан? В Рамадан. Этот месяц даже назван «Месяцем Кур`ана».

Хатм Кур`ан

  • Хатм Кур`ан (полное прочтение текста Священного Кур`ана) – один из великих видов поклонения Аллаhу.
  • Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Читайте Кур`ан! Воистину, в Судный День он будет заступаться за того верующего, который его читал».
  • Одно из условий вознаграждения за чтение Кур`ана – правильное произношение. За каждую правильно произнесенную букву человек получит 10 вознаграждений, а если ему приходится стараться для правильного чтения, то вознаграждение удваивается.
  • Рекомендуется читать Кур`ан регулярно. У благочестивых верующих первых трех столетий после Пророка Мухаммада ﷺ была своя традиция чтения Кур`ана. Многие из них делали хатм Кур`ан каждые 2 месяца, некоторые – каждые 10 ночей, некоторые – 8 ночей, но большинство – каждые 7 ночей. Были и такие верующие, которые регулярно прочитывали весь Кур`ан каждые 6 ночей, 5 ночей, 4 ночи, 3 ночи, 2 ночи, а также за 1,5 суток (сутки и ночь). И даже за такое короткое время  некоторые дважды делали хатм Кур`ан, некоторые успевали сделать это трижды, среди них – ʻУсман ибн ʻАффан, Муджаhид, имам Аш-Шафиʻий и другие. А также это делал Салим ибн ʻУмар, который жил в Египте в эпоху Муʻавии (некоторые ученые передали, что он прочитывал Кур`ан полностью 4 раза за сутки). Были и такие верующие, которые за сутки 8 раз полностью читали Кур`ан: 4 раза ночью и 4 раза днем, среди них – Ибн Катиб. Но это не значит, что ученые только и занимались тем, что читали Кур`ан. Некоторые ученые делали хатм Кур`ан между Зуhром и ʻАсром, а также между Магрибом и ʻИша. В месяце Рамадан многие ученые дважды делали хатм Кур`ан в промежутке между Магрибом и ʻИша. А также передано, что было много верующих, которые делали хатм Кур`ан за 1 ракʻат Намаза, среди них – халиф ʻУсман ибн ʻАффан. Эти удивительные способности даны далеко не всем верующим. Обычно люди не могут за столь короткий срок полностью прочесть Кур`ан, тем более вникая в смысл того, что они читают.
  • Не рекомендуется читать Кур`ан слишком быстро, поскольку можно нарушить некоторые правила чтения, а также не рекомендуется читать слишком медленно, так как это займет слишком много времени.
  • Для тех, кто хочет прочесть все Священное Писание за 1 неделю, рекомендуется начинать в ночь на пятницу и завершить в ночь четверга.
  • Тому, кто завершил хатм Кур`ан, ангелы будут читать дуʻа.
  • Желательно присутствовать там, где верующие вместе завершают хатм Кур`ан. Хатм Кур`ан – это одна из традиций Рамадана.
  • Дуʻа того, кто завершил хатм Кур`ан, принимается. Поэтому настоятельно рекомендуется читать дуʻа после завершения хатм Кур`ана, упоминая самые важные просьбы. А также желательно просить у Всевышнего блага для всего мусульманского общества. Один из примеров дуʻа после завершения хатм Кур`ана: «О, Аллаh! Исправь наши сердца, избавь нас от наших недостатков, дай нам поступать так, как лучше, и укрась нас богобоязненностью! О, Аллаh! Даруй нам благо и в этой жизни, и на Том Свете, а пока мы живы, даруй нам быть послушными Тебе!».
  • После завершения одного хатм Кур`ана рекомендуется сразу начать следующий.

Культура обращения со Священным Писанием

  • Верующий обязан возвеличивать Кур`ан и относиться к нему с почтением.
  • Брать мусхаф в руки можно только в состоянии ритуальной чистоты (гусль и вуду)
  • Учиться правильно читать Священный Кур`ан нужно с достоверным учителем. Если человек правильно читает аяты, но не учился этому у достоверного учителя, то за само чтение ему не будет вознаграждения.
  • Неправильно произносить буквы и слова Кур`ана является грехом.
  • Для чтения Кур`ана есть специальные правила – таджвид.
  • Важно стараться читать Кур`ан красиво, правильно произнося каждую букву, а также иметь смирение и искреннее намерение в сердце.
  • Лучше всего, когда верующий читает Кур`ан, понимая его смысл, размышляя о знамениях, предупреждениях, обещаниях и удивительных  вопросах, изложенных в Священном Писании, а также извлекает для себя урок и применяет полученные знания в жизни. При этом важно изучить значение аятов с достоверным учителем, а не пытаться самому догадываться о смысле аятов и не использовать переводы лжеученых.
  • Нельзя класть на мусхаф очки, четки, ручки и другие предметы.
  • Отступлением от Ислама является:
    –  бросать Священный Кур`ан в мусор даже без намерения издевательства, поскольку сам поступок является проявлением пренебрежительного отношения к Небесному Писанию;
    – специально наступать на мусхаф ногой или садиться на него.

Известный ученый-маликит хафиз судья ʻИяд сказал, что пренебрежительно относиться к Кур`ану или к мусхафу, или даже к его части, плохо говорить о Кур`ане, отрицать хотя бы букву из Кур`ана, не верить в то, о чем ясно сказано в Кур`ане (например, религиозное заключение или какая-то история), утверждать то, что Кур`ан отрицает, или [наоборот] отрицать то, что Кур`ан подтверждает, зная, что в Кур`ане это сказано, или сомневаться [во всех перечисленных вопросах] – является неверием, и в этом есть иджмаʻ.


[1] см. книгу имама Ас-Суютый «Аль-иткан фи ʻулюмиль-Кур`ан»