Про Іслам

Ответ – «Не знаю!»

Ответ - «Не знаю!»

Ислам учит нас получать истинные знания в чистом виде и передавать их без искажений – именно так, как учил сам Пророк Мухаммад ﷺ. Знания передаются по цепочке от учителя к ученикам. Учитель не имеет права придумывать заключения или давать им свою трактовку, не основанную на знаниях. Он лишь передает религиозные тексты и объясняет, как правильно их понимать на основе Священного Писания, хадисов Пророка и заключений ученых[1]. Здесь нет места домыслам и фантазиям. Если человек не знает ответ на религиозный вопрос, то единственное, что он может ответить: «Не знаю!»

Я НЕ ЗНАЮ!

‘Абдуллаh ибн ‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал:

العِلْمُ ثَلاثَةٌ كِتَابٌ نَاطِقٌ وَسُنَّةٌ مَاضِيَةٌ وَلا أَدْرِي 

Это означает: «Знание состоит из трех [категорий]: Кур`ан, достоверные хадисы и ответ “не знаю!”».

Никто из Пророков и великих теологов не стеснялся отвечать «Не знаю!» на те вопросы, на которые они не имели ответа. Однажды Пророка Мухаммада ﷺ спросили: «Какие места на земле худшие?» Он ответил: «Я не знаю». Пророк спросил об этом своего учителя – ангела Джибриля, и он ему ответил: «Я не знаю». Затем Аллаh дал знать Джибрилю ответ на этот вопрос, и он передал его Пророку, а Пророк – людям. Ответ был, что одни из худших мест на земле – рынки[2], а лучшие места – мечети. То есть Пророк Мухаммад ﷺ, не скрывал, что он чего-то не знает, несмотря на то, что он – лучший из созданных и самый знающий из людей. А в наше время многие люди боятся показаться невежественными и отвечают на все вопросы, независимо от того, знают ответ или нет.

Давать религиозное заключение без знаний – это большой грех!

Сказано в Священном Кур`ане (сура 17 «Аль-Исра», аят 36):

وَلاَ تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ

Это означает: «Не говори того, чего не знаешь!»


Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

مَنْ أَفْتَى بِغَيْرِ عِلْمٍ لَعَنَتْهُ مَلَائِكَةُ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ

Это означает: «Кто дал религиозное заключение без знания, того проклинают ангелы Небес и земли». Этот хадис передал Ибн `Асакир.


Имам Ат-Тирмизий передал слова Пророка Мухаммада ﷺ:

مَنْ قَالَ فِي الْقُرْءَانِ بِرَأْيِهِ فَقَدْ أَخْطَأَ وَلَوْ أَصَابَ

Это означает: «Кто толкует Кур`ан по своему усмотрению (без знаний), то он ошибся (совершил грех), даже если угадал».


Имам Ахмад передал от имама Аш-Шафи‘ий от имама Малика, что Мухаммад ибн ‘Аджлян сказал: «Если ученый пренебрегает словами “Я не знаю”, то он близок к погибели».


И сахаба говорили: «Кто смел в религиозных заключениях, тот смел к аду».

Ислам предъявляет высокие требования к передаче религиозных знаний. Знания передаются по цепочке от учителя к ученику. И учитель должен передать эти знания так, как он их получил, не придумывая ничего от себя. Он должен переживать за себя и за ученика – правильно ли он передал эти знания и правильно ли ученик их понял.

Имам ‘Абдуллаh ибн ‘Аббас сказал:

أَفْهِمُونِي مَا تَقُولونَ وافْهَمُوا عَنّي مَا أَقُولُ

Это означает: «Излагайте свои мысли ясно [чтобы я правильно понял, о чем вы спрашиваете] и поймите то, что я отвечаю».


Имам ‘Али сказал:

حَدِّثُوا النَّاسَ بِمَا يَفْهَمُونَ أَتُحِبُّونَ أَنْ يُكَذَّبَ اللهُ وَرَسُولُهُ 

Это означает: «Говорите людям так, чтобы им было понятно – вы же не хотите, чтобы они противоречили Кур`ану и хадисам!» Передал имам Аль-Бухарий.

Если ученик спросит о том, чего учитель не знает, то учитель должен ответить: «Я не знаю». Так будет безопаснее и для него, и для его ученика. Учитель не должен думать, что если он не ответит на вопрос ученика, то ученик посчитает его слабым.

Важно, чтобы учитель в начале занятий сделал намерение, что он хочет принести пользу людям в религиозных вопросах ради Аллаhа, и он обучает людей не для того, чтобы о нем говорили, что он много знает. Если в начале урока у учителя было искреннее намерение, то ему будет легко ответить «я не знаю» на вопрос, на который у него нет ответа.

Есть ученые, которые достигли такой степени, что сами могут давать религиозные заключения, но они не выдумывают ответы, а делают выводы, основываясь на Кур`ане, хадисах и иджма‘ и используя определенные правила. Это – ученые-муджтаhиды, а их заключения называются «иджтиhад». Тот, кто не достиг степени «муджтаhид», сам не может выводить религиозные заключения.

Когда великому ученому имаму Малику задали 48 вопросов, то на 16 из них он ответил, а на остальные сказал «я не знаю». Это передал hайсам ибн Джамиль.

Ответить правильно на 999 вопросов из 1000, а в одном ошибиться – это хуже, чем ответить правильно на 100 вопросов из 1000, а на остальные не дать ответа. Так как нет греха в том, что человек молчит, если он чего-то не знает, но есть грех за то, что сам придумывает ответ на религиозный вопрос.

Однажды имаму ‘Али задали вопрос и он сказал: «Как мне легко ответить “Я не знаю”, когда меня спрашивают о том, чего я не знаю!» (передал хафиз Ибн Хаджар.) И это слова самого знающего человека из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ!


Сам Пророк сказал: «Я – город знаний, а ‘Али – его врата».


А также известно, что отдавая свою дочь Фатыму в жены имаму ‘Али, Пророк ей сказал: «Я выдал тебя за самого знающего в моей умме».

Если такой великий человек не стеснялся признать, что он чего-то не знает, то простым мусульманам тем более не надо бояться говорить «Я не знаю!» Важно приучать свой язык отвечать «Я не знаю!», если вы не знаете или точно не помните религиозный ответ. И верующий  обязан передавать только то, что проверено и достоверно, а иначе он погубит себя и погубит других.

Другой великий сподвижник Пророка и самый великий из святых людей Абу Бакр сказал: «Какая земля будет меня держать, и какое небо будет меня сохранять, если я скажу о Кур`ане то, чего я не знаю?!».

Ответ «не знаю!» на религиозный вопрос – это вовсе не показатель слабости, а наоборот – это признак достоверности человека. Это значит, что у него безопасно получать знания, ведь он говорит только то, что знает.

Имам Аш-Шафи‘ий сказал: «Ответ  «я не знаю» – это половина знаний», так как такой человек осознает границы своих знаний.


Ибн Салях передал от Ибн Мас‘уда: «Кто дал фатву[3] людям на все, о чем они спрашивали, тот безумец».


[1] выводить религиозные заключения может только ученый степени «муджтаhид»
[2] но самые худшие места – это те, где совершают куфр
[3] религиозное заключение