Про Іслам

Знания

Знания

ВИДЫ ЗНАНИЙ

Абсолютно все знает только Создатель, а знания созданных ограничены. Аллаh знает все о Себе и о своих созданиях. Он знает все, что есть, было и будет, и даже то, чего не будет – во всех подробностях. Его Всезнание вечное и не меняется, а знания людей увеличиваются и уменьшаются. Человек рождается без знаний, а все, что он знает – это то, что он приобретает в течение жизни.  Люди знают только то, что Аллаh дал им знать.

Из совокупности знаний, которые дано знать людям, есть:
  • знания, которые каждый человек обязан усвоить – фард айн

Это минимальные необходимые религиозные знания, которые включают в себя знания о Создателе, о Пророках, об обязательных ритуалах, о том, что разрешено и запрещено, и т.д. А также обязательными становятся знания по тем вопросам, которыми человек намерился заняться. Например, если он собрался жениться или стать бизнесменом, то он должен знать свои обязанности, а также то, что разрешено и что запрещено в этом деле. Если человек не получил обязательные знания, то это грех. Дело, которое не соответствует шари‘ату, не будет засчитано и не будет за него вознаграждения от Аллаhа.

  • знания, которые обязан знать кто-нибудь в этом обществе – фард кифая

Сюда входит более глубокое знание Религии, так как в обществе должны быть те, кто хорошо разбирается в религиозных вопросах и знает доказательства. Знаний по Исламу очень много, например, знать хадисы с полной цепочкой передачи до Пророка, знать наизусть Кур`ан и его толкование и т.д. А также фард кифая – противостоять сектам, которые причисляют себя к Исламу, и уметь  опровергать их заблуждения.

А также сюда входят важные для общества профессии – медицина, инженерия и так далее. Надо, чтобы среди мусульман были те, кто умеет лечить людей, строить дома, шить одежду и так далее.

Если кто-то из общества усвоил эти знания, то с остальных снимается эта обязанность.

  • полезные знания, которые можно изучать по желанию

Например, если уже выполнена коллективная обязанность, и в обществе есть врачи, то по желанию можно изучать медицину.

  • знания, которые запрещено изучать (например, магия).
  • особые знания, которые не достигаются обучением, например, некоторым святым Аллаh дал знать толкование снов, а Пророкам – Откровения.

Есть истинные знания и заблуждения:

Все ИСТИННЫЕ ЗНАНИЯ, включая светские науки, переданы от Пророков. То есть Пророки передавали людям не только религиозные знания, но и основы всех достоверных наук – знание языков, математики, биологии, географии и других наук, а также как строить дома и города, производить продукты питания, шить одежду, чеканить монеты и так далее. Первый человек – Адам – знал все необходимое для жизни на земле, и эти знания передавались из поколения в поколение. Приходили другие Пророки и передавали новые знания, а люди после них продолжали их изучать и углублять.   

ЗАБЛУЖДЕНИЯ есть в религиозных и в мирских вопросах. Есть заблуждения о Боге, о Пророках, о создании этого мира, которые распространяют разные религии и секты, а также лженаука. А также есть заблуждения, которые считаются “современными научными знаниями” – выдуманные теории о строении материи и вселенной, живых и неживых созданий, об устройстве человеческого тела, ошибочные суждения в физике, географии, астрономии, математике, биологии, естествознании, медицине, о происхождении языков и народов, огромное число ошибок в истории (умышленное и несознательное искажение фактов).

«Научные» заблуждения, которые являются неверием: дарвинизм, теория «большого взрыва», разные теории о появлении и строении мира и т.д.

Современные светские «ученые» ошибочно полагают, что к истинным знаниям относится не только то, что истинно и очевидно, но и различные теории и предположения. Причем, они сами дают определение, что теория – это совокупность выводов, полученных на основе предположений, т.е. у них нет никакой уверенности в истинности этих предположений. Факт – это то, что действительно и не подлежит сомнению. А предположение – это всего лишь субъективное мнение. Например, то, что камень можно поделить на две и более части – это факт, а что будет происходить с ним в результате химических реакций на уровне мельчайших частиц – это все лишь предположение.

Профессор Эмиль Джабар Думит, преподающий в одном из американских университетов, в своей книге «Руководство для учителей» сказал, что «Теория – это предположение. А предположение не принимается окончательно как подтвержденная истина».

Самые лучшие и важные знания из всех – это знания об Аллаhе.

Самое высокое и почетное место из всех наук занимает наука о Единобожии, так как она содержит самую важную информацию – это знание об Аллаhе, о том, что достойно Его, и то, что нельзя приписывать Ему.

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ

У людей есть три источника истинных знаний: восприятие органами чувств[1], достоверные сведения, разум.

1) Восприятие – это получение знаний в результате непосредственного контакта с окружающим миром через органы чувств, т.е. когда человек получает информацию посредством пяти органов восприятия: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Например, если один человек говорит, что мел белый, а другой утверждает, что он черный, то для того, чтобы убедиться в том, что он действительно белый, мы полагаемся на зрение.

2)   бывают двух видов:

– достоверное известие (хабар мутауатир[2]). Это информация, переданная таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились обмануть. И оно дает нам такие знания, которые не нуждаются в доказательствах и дополнительных размышлениях (‘ильм дарурий), например, знания о правителях, которые правили в давние времена в далеких странах.

– сообщение Пророка. Его пророческая миссия подкреплена чудом[3], поэтому все, что он передает, является достоверной информацией. Знание, полученное от Пророка, подобно знанию, полученному через непосредственное восприятие, то есть несомненно.

3) Разум также является способом получения истинных знаний. Знания, полученные при помощи разума, бывают очевидными  – опирающимися на здравый смысл и не требующими размышления (‘ильм дарурий) (например, что часть меньше целого), или приобретенными (иктисабий) – требующими изучения и рассуждения (истидляль).

КАК ПОЛУЧАТЬ ЗНАНИЯ

Правильный способ получить религиозные знания – это обратиться к достоверному учителю, который получил знания по цепочке от самого Пророка Мухаммада ﷺ. Знания можно получать только «из уст в уста», то есть обучаясь у учителя, а не изучая книги самостоятельно.

Без знаний самостоятельное изучение даже достоверных книг или информации в интернете может привести к заблуждениям. Тем более, что в наше время большинство информации об Исламе искажено. Когда человек читает художественную литературу, то у него складывается личное мнение и понимание. Но в религиозных знаниях такого не должно быть – понимание должно полностью соответствовать тому, что передал Пророк ﷺ.

Наша религия имеет достоверный источник и непрерывную цепочку передачи знаний. Она не выдумана человеком, а ниспослана Богом. Сам Пророк Мухаммад получал знания от учителя – ангела Джибриля. И перед тем, как передавать Священное Писание людям, он сначала повторял его своему учителю. Без сомнения, он сразу все понимал и запоминал правильно, но пересказывал своему учителю.  И это учит нас, как передавать знания.

Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

إِنَّمَا الْعِلْمُ بِالتَّعَلُّمِ

Это означает: «Поистине, знания получают путем передачи [от учителя к ученику]».

То есть религиозное образование – это передача знаний «из уст в уста» от достоверного учителя, который сам получал знания от достоверного учителя. Эта цепочка непрерывно следует до сподвижников Пророка ﷺ, которые получили эти знания от самого Пророка Мухаммада ﷺ.

Запрещено обращаться за религиозными знаниями к немусульманам, к невежественным людям и самоучкам. А также запрещено обращаться к сектантам и лжеученым. Не задают религиозные вопросы большим грешникам. Поэтому надо очень внимательно подходить к выбору учителя.

Имам Ан-Науауий  сказал:

لا يَجُوزُ اسْتِفْتَاءُ غَيْرِ الْعَالِمِ الثِّقَةِ

Это означает: «Запрещено обращаться за религиозным заключением к кому-либо, кроме достоверного ученого».

Великие ученые первых трех столетий со времен Пророка Мухаммада ﷺ предостерегали людей от изучения религиозных наук только по книгам без достоверного учителя

Они говорили:

لا تَقْرَؤُواْ الْقُرْءَانَ عَلَى الْمُصْحَفِيِّينَ وَلا تَأْخُذُواْ الْعِلْمَ مِنَ الصُّحُفِيِّينَ

Это означает: «Не учитесь читать Кур`ан у тех, кто учился его читать самостоятельно, а также не берите религиозные знания у самоучек».

Любые ошибки в мирских вопросах не идут ни в какое сравнение с ошибками в религии, потому что ценой религиозных ошибок может стать вечный ад!

Великий ученый Ибн Сирин говорил:

إِنَّ هَذَا الْعِلْمَ دِينٌ فَانْظُرُوا عَمَّنْ تَأْخُذُونَ دِينَكُمْ

Это означает: «Поистине, эти знания – и есть Религия, поэтому обратите внимание на то, у кого вы учитесь вашей Религии».


[1] которые адекватно (без искажений) воспринимают действительность

[2] Известие мутауатир – это такое сообщение, в правдивости которого нет ни малейшего сомнения, поскольку в нем не допускается вероятность обмана. Для того, чтобы сообщение являлось мутауатир (достоверным), есть 4 условия (условия тауатур): 1) это известие передано таким большим количеством людей, что невозможно предположить, что они договорились обмануть; 2) это известие передавалось по цепочке от одной большой группы к другой (не меньшей по численности) – и так от начала до конца; 3) в этом сообщении должно рассказываться о явном событии (то, что можно видеть, слышать, чувствовать на вкус и т.п.), а не должно быть умозаключением, и оно должно быть передано от тех, кто сами были его свидетелями; 4) чтобы это сообщение содержало полезную информацию.

Условия тауатур должны соблюдаться на всех ступенях передачи информации. Если в первой группе передатчиков не были соблюдены условия тауатур, то даже если в последующих ступенях будет большое количество людей, это уже не будет достаточным, чтобы считать эти знания достоверными (имеющими степень тауатур).

[3] Чудо (Му‘джиза) – это необычное явление, которое происходит у того, кто утверждает, что он – Пророк, и это явление подтверждает истинность того, что он говорит. Чуду Пророка невозможно противопоставить какое-либо другое необычное явление.